В составе Казанского Ханства было 4 округа (Даруги) – Алатский, Арский, Галицкий, Зюрейская. Чуть позже к ним добавился пятый округ – Нагайский. Даруги делили на улусы, которые в свою очередь объединяли земли нескольких поселений. Самыми крупными городами Казанского Ханства были: Казань (Казан), Алат, Арча, Болгар, Джукетау, Кашан, Чаллы, Иске-Казань, Зюри, Лаеш и Тетюши. Самым высшим представителем власти Казанского Ханства, его главой, был хан-чингизид. Эмиры были его ближайшими советниками. Они командовали войсками. Власть хана формально ограничивал Совет (Диван), в котором заседали советники - Карачи. Должность карачей была наследственной, при этом ее наследовали только старшие сыновья. Такие высокие посты были наследственными, пожизненными и несменяемыми. Это приводило к слабости государственной машины, потому что создавало ее негибкость. Высший законодательный орган в Ханстве был курултай. На нем присутствовали в полном составе представители духовенства, войска и земледельцев, и созывался он лишь в исключительной ситуации. Беки и мурзы стояли на ступень ниже эмиров. Они правили отдельными улусами. Еще на ступень ниже находились огланы - командиры конных отрядов, которые командовали простыми солдатами казаками. Мусульманское духовенство тоже играло огромную роль в политической жизни ханства. Казанское Ханство – огромное государство, для управления которым требовался огромный штат чиновников. Во всех населенных пунктах были люди, отвечающие за сбор налогов. В экономическом устройстве Казанского ханства многое осталось от Волжской Болгарии. Основной отраслью также остается сельское хозяйство. Жители ханства выращивали рожь, полбу, ячмень и овёс. В лесной зоне люди охотились. В промысловом хозяйстве главными отраслями были охота и рыболовство. Также в ханстве была развита торговля, ведь с древнейших времен Поволжские города выступали посредниками в международном товарообмене. Изменилось только то, что центром внешней торговли стала столица ханства - Казань. Городское население, основу которого составляли ремесленники, занималось созданием изделий из глины, рукоделий из дерева и металла, кожи, брони, плуг и драгоценностей; Велась активная торговля людьми из Центральной Азии, Кавказа и России. Одним из принципов религиозной политики Казанского ханства была веротерпимость. Это обусловливалось многоконфессиональным характером торгово-ремесленного населения и традициями Волжской Болгарии. Основной религией все же был ислам. Глава мусульманского духовенства являлся потомком пророка Мухаммеда. Этот человек был главным должностным лицом государства после хана. В то время были следующие лица духовного звания: шейхи (проповедники ислама), муллы, имамы (духовные лица, совершавшие богослужения в мечетях), дервиши (монахи), хаджи (люди, совершившие паломничество в Мекку), хафизы (профессиональные чтецы Корана), а также данишменды (учителя). Кроме ислама суннитского толка в ханстве был распространен суфизм. Во время существования Казанского ханства военное искусство пришло в упадок. Это произошло отчасти из-за слабых монгольских военных традиций, отчасти потому, что большинство жителей этого ханства вели мирный образ жизни. Основным видом войск стала конница. Пехотных подразделений стало очень мало. У казанцев не было многочисленной артиллерии. Тактика казанских воинов заключалась в быстрых и маневренных ударах конницы. Практически не имея возможности вести наступательные войны, Казанцы постоянно улучшали тактику ведения оборонительных войн. Только благодаря этому столица ханства Казань была великолепно защищена толстыми стенами и артиллерией. В Казанском ханстве начались внутриполитические распри, которые вели две группировки. Одна из них являлась сторонницей мирного сосуществования и торговли с соседним Московским княжеством, другая же  рассматривала соседей исключительно как источник рабов и объект грабежа. Их борьба определяла судьбу ханства в течение 100 последних лет его существования. Московское государство несколько раз пыталось подчинить себе Казань. Еще с 1467 года Москва пыталась посадить на казанский престол своего ставленника, лояльного Москве. В 80-х годах XV века московское правительство активно вмешиваясь в борьбу за казанский престол, посылало войска на Казань, пытаясь навязать угодного ему правителя. В результате этой долгой борьбы московские войска взяли Казань в 1487 году, и Москва утвердила, наконец, хана, который относился лояльно к Москве - Мухаммед-Эмина. Затем были неоднократные выступления знати с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужденно подчинился и позволил сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата Абдул-Латифа. В это время казанцы совершили около 40 походов на русские земли. В основном это районы около Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича и Мурома. После 1445 года, как правило, нападала Москва. Из 12 войн в 7 случаях воевать начинала Москва. После неудачных попыток посадить на Казанский трон лояльного Москве хана, Иван IV предпринял несколько военных походов. Первые два провалились, а в 1552 году московский царь сумел осадить столицу ханства и одержал верх. Основные земли Среднего Поволжья присоединились к России.   Когда произошло падение Казани, государство перестало существовать. Иван IV принял титул Казанского царя. Однако татарский народ и не думал просто так сдаваться. Казанцы построили крепости в районе Арска, в устье Меши и поднялось народное восстание. Руководили восстанием крупные князья Сары-Бахадур, Заин Сеид, а самым главным руководителем был князь Мамыш-Берды. Его ставка находилась в Чалымском городке на Марийской земле. В ханы был приглашен брат Сююмбике, Али-Акрам из Ногайской орды. Затем, все лето 1553 года Москвой проводились карательные действия против повстанцев, по берегам Волги, Камы, Вятки и Свияги ходили войска, руководимые Адашевым, Шереметевым, Микулинским, Курбским, Морозовым, и подавляли народные выступления. Началась гражданская война местного населения с московским войском. Она охватила период с 1552-1556 гг. и велась с переменным успехом. Со временем, русские войска штурмом взяли Чалымский город. Руководители восстания были увезены в Москву и там казнены. Народные восстания, правда, в меньшем объеме вспыхивали вплоть до конца XVI века. Русские войска окружили Чалымский городок и штурмом взяли его. Али-Акрам был убит, Мамыш-Берды и другие руководители восстания были увезены в Москву и казнены. С подавлением восстания сопротивление народов края не прекратилось. Народные восстания вспыхивали неоднократно вплоть до конца XVI в. С завоеванием Казани царь Иван IV организовал свое управление краем, создал свою администрацию. Управление краем было поручено казанскому и свияжскому воеводам. При этом Казанский воевода управлял землями на Луговой стороне, также выполняя еще и функции наместника. А свияжский - управлял горной стороной. Также в этот период начинает укрепляться и церковная власть. В Казани организовалась новая епархия. Во главе ее стоял игумен Гурий Роготин. Усиленно строят монастыри и опорные крепости-города. Эти мероприятия проводятся для того, чтобы колонизировать бывшее ханство. У татарской знати отбирались земли, население изгонялось из городов, людям не разрешали поселяться по берегам крупных рек. Началась повсеместная насильственная христианизация этого края. Естественно, такая политика не могла устраивать местному населению, и вновь повсеместно вспыхнули восстания, однако в 1584 году восстание было подавлено, а к 1587 году, повстанцы были окончательно сломлены.