Волжская Болгария образовалась в X веке и стала первым государственным образованием в Среднем Поволжье. Среди Болгарских царей особо отличился Царь Алмуш. Он в первой четверти X века стал символом всемогущей власти. В то время Волжская Болгариата. Царь Алмуш искал поддержки со стороны багдадского халифа Муктадира, тогда же, в 922 году, халиф Муктадир прислал в Волжскую Болгарию своих послов для распространения ислама. Это было вызвано не столько внешнеполитическими, сколько внутренними условиями, для укрепления феодального строя. После разгрома Русью Хазарского Каганата в 965 году, болгары освободились от хазарского гнета, и новое государство смогло дальше развиваться. Волжская Болгария была довольно большим государством для того времени. Она занимала территорию таких современных республик как: Ульяновская область, Татарская, Чувашская, Марийская и Удмуртская республики, восточные районы Горьковской области и Мордовской республики и западные - Башкирской республики. На территории этого государства проживали болгары, сувазы, биляры, эсегели, барсилы, беленджи. Северной границей территории, на которой они проживали сплошной массой, являлась Кама, восточной – Шешма, южной - Самарская лука. Западные земли болгар  находились на правобережье Волги – в бассейне Свияги и ее притоков. Уже в XII веке границы Болгарии расширились и достигли на севере реки Казанки, на востоке - Белой. В подчинении у Волжской Болгарии находились племена  буртасов, черемисов (предков мари), аров (предков удмуртов), башкир. В X веке столицей Волжской Болгарии был город Болгар, который располагался недалеко от устья Камы. В XII веке на некоторое время столице стал город Биляр (до 1236 года). Помимо этих, были известны Сувар на Утке, Ошель на правобережье Волги, Нохрат на Актае, Джукетау (Жукотин) на Каме и другие торгово-ремесленные пункты. В то время  (еще до монгольских завоеваний) общественно – политический строй  Волжской Болгарии представлял собой ранний феодализм. Развивающиеся феодальные отношения тесно сосуществовали с пережитками родового строя. Труд простого народа использовался повсеместно. Например, крестьяне возвели такие укрепления, как вал около селения Никольского близ Болгар и крепостные стены городов. Раз в год крестьяне платили царю с каждого дома по шкурке соболя. Представителям родовой и племенной знати, которые были в качестве наместников царя, подчинялись сельские общины. В Болгарии не было частновладельческих крепостных, и хотя крестьяне и были в феодальной зависимости от главы государства, его наместников и прочей знати. Подчиненное население платило тяжкую дань. Такие общины управлялись болгарскими наместниками и военачальниками. Ислам не начал распространяться повсеместно и его вводили силой. В основе религиозных конфликтов лежала классовая борьба. Рядовые общинники вели борьбу против феодальной знати и утверждающей ее религией. В Среднем Поволжье местное население уже знало земледелие, когда туда пришли Болгаро - Суварские племена – также имевшие опыт в данной области. Это привело к совместному обмену опытом. Пашенное земледелие с плужной обработкой земли становится основной отраслью сельского хозяйства. Болгария – страна развитой земледельческой культуры. Здесь выращивались зерна пшеницы, проса, овса, ячменя, ржи, полбы, чечевицы, гороха, конопли. Хранили зерно в глубоких погребах глубиной до 2-х метров. Размалывали зерно круглыми ручными жерновами. Также было развито скотоводство. Здесь разводили коров, лошадей, овец, коз и свиней. В некоторых районах правобережья Волги большое значение для хозяйства была охота и рыболовство. Охотились на таких животных, как соболи, лисицы, куницы, лоси, олени, горностаи, выдры, белки, зайцы и т. д. Ремесло занимало отдельное место в экономической жизни Болгарии. Развиваясь, оно постепенно отделилось от сельского хозяйства. Так как государство развивалось, оно требовало новых орудий труда. Таким образом, ремесло разделилось на разные ремесла. В то время изготавливали: сельскохозяйственные орудия, кольчуги, сабли, весы, ножницы, предметы украшений - кольца, ожерелья, бронзовые и серебряные браслеты, стеклянные золоченые бусы и т. п., керамику, изделия из кости, кожу, обувь, головные уборы, белужий клей и т.п. Большая часть товаров расходилась в самой Болгарии. Также активно развивался привозной рынок. Волжская Болгария находилась в середине великого волжского пути, благодаря этому Болгария выступала посредником в торговле между Русью и странами Востока. В Болгарию ввозили  различное сырье: железо, серебро, золото, олово, сердолик, бирюзу, янтарь и др., некоторые металлические изделия, главным образом предметы вооружения, женские украшения, изготовленные среднеазиатскими и арабскими мастерами, русские стеклянные браслеты, шиферные пряслица и другие изделия, китайские бронзовые зеркала, шелковые и другие ткани из Средней Азии, Ирана, Армении, Азербайджана, Византии, а также лакомства и пряности (изюм, перец и т. п.). Из Болгарии вывозили, главным образом в восточные страны меха соболя, горностая, буртасских красной и черной лисиц, куницы, белки и бобра, мед, воск, скот, рыбу, белужий клей, орехи, березовый лес, кожевенные изделия, шапки и прочие товары. О торговом развитии Болгарии можно судить по тому, что в это время здесь, наряду с обычными мехами, в качестве оплаты также использовали и деньги. Вслед за торговыми связями, начали устанавливаться политические. Например, в начале X века у Болгарии появились политические связи с огузами, Хорезмом и Багдадским халифатом, а затем с Саманидским государством в Средней Азии. Также тесные торговые, экономические и культурные связи Болгария имела с Русью. В 1006 году эти государства заключили торговый договор. Конечно, при этом не обошлось и без войн. Длительные боевые действия сопровождались длительными перемириями, и, в конце концов, еще до монгольских завоеваний между Волжской Болгарией и Русью установились довольно сердечные отношения, что подтверждалось браками между русскими князьями и болгарской знатью. В X веке болгары вели оседлый образ жизни, и основная масса населения проживала в сельской местности. В городах жили в основном ремесленники. Строения, в том числе и в городах, в основном строились из дерева. В основном это были срубные дома. В избе были печь, сундуки и домашняя утварь, которая была в изобилии: в домах находили топоры, ножи, разнообразная медная и глиняная посуда (цилиндрические медные котлы, глиняные кринки, миски, кружки с крышками, кувшины, небольшие глиняные приборы для перца, соли и т. п.). Широко применялась деревянная посуда (миски, ложки и др.). Сведений об одежде того времени найдено довольно мало. Известно лишь то, что она похожа на мусульманскую. Зато найдено очень много женских украшений: серьги, височные кольца, ожерелья из пронизок, сделанных из янтаря, стекловидной массы, сердолика, глины, хрусталя, кости и т. п., также браслеты, кольца, перстни, на груди - бляхи, амулеты и др. Так как Волжская Болгария объединила в себе несколько племен, культура этого государства стала смешанной и сочетающей в себе традиции разных племен.